Из крепостных крестьян Сергея Семёновича Уварова. Родился в деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне — в Вольском районе Саратовской области) в семье старообрядцев. Получив «вольную» в результате отмены крепостного права, работал бурлаком, а затем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе.
В 1877 году, вернувшись в Никольское, изготовил «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. Приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп.
В этом же году, благодаря содействию действительного статского советника К. Ф. Бентковского, Блинов получил возможность выступить в Санкт-Петербурге перед членами Императорского русского технического общества с представлением проекта гусеничного трактора.
В 1878 году было подано ходатайство в Департамент торговли и мануфактур о выдаче Блинову «привилегии» (патента), который был выдан в 20 сентября (2 октября) 1879 года. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли в 1879 крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…» «Саратовский листок» писал 8 января 1881 года: «Вольск, 23 января… Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания.
Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, гружённая 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда.» В 1883 году организовал собственное машиностроительное предприятие, производящее, в основном, пожарные насосы.
С 1881 года Блинов начал строительство «самохода» на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет, в 1888 году.
Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 л. с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час).По легенде, «Самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 году он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 год — на Нижегородской ярмарке.Как указывает историк техники Тимофей Скоренко каких-либо свидетельств, что паровая версия была реально построена и экспонировалась на выставках не найдено. Неизвестно ни одной фотографии трактора с Нижегородской и Самарской выставок, хотя других фотографий есть немало. Известный чертёж трактора Блинова имеет позднее происхождение (1949 год). Заявочный лист Нижегородской выставки с упоминанием "паровоза с бесконечными рельсами для проселочных дорог" относится к лекторию выставки, а не к экспозиции. Сведения о тракторе Блинова основаны на творчестве писателя Давыдова (наст. фамилия Ломберг).
В книге «Русская техника» историк техники В. В. Данилевский упомянул Ф. А. Блинова только как русского конструктора механизмов на гусеничном ходу и только во втором издании книги.Яков Мамин продолжил дело Блинова, став пионером тракторных дизель-моторов.Сын Фёдора Порфирий открыл «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов „Благословение“ П. Ф. Блинова» , на которой в 1900 году работало 150 человек.Умер и похоронен в Балаково.