Здание Кунсткамеры (Фото: Sergey Pinaev, Shutterstock)При посещении Англии и Голландии царь Петр I очень заинтересовался новшествами в виде кабинета «кунштов» («куншт» — редкость, чудо). Петр решил организовать подобный кабинет в России.
Он тут же приобрел первые экспонаты, ставшие впоследствии обитателями «государева Кабинета» . Даже перенос столицы в Петербург не помешал планам великого деятеля: «Кабинет редкостей» переехал вместе с его создателем.По приказу царя Кунсткамеру расположили в Летнем дворце. Днем рождения музея является 31 января 1714 года. Коллекции росли, со всех концов России и из-за границы к музею стекались разнообразные диковинки. Кстати, посетители побаивались экспонатов. Тогда Петр приманил мужчин рюмочкой водки, а женщин угощали чашечкой кофе.Для разрастающегося музея в 1718 году царь приказал архитектору Маттарнови разработать проект нового здания. Участвовали в возведении Петровской Кунсткамеры и другие архитекторы — Гербель, Земцов и Киавери.Долго длилось строительство, сам Петр умер до его окончания.
Но результат превзошел все ожидания: ничего красивее в Европе не было. Кроме того, уникальность проекта в том, что до настоящего времени не было необходимости в проведении капитального ремонта.Здание на Васильевском острове состояло из двух трехэтажных корпусов в стиле барокко с замысловатым завершением купола.
В восточной части разместились коллекции музея. Анатомический театр занял среднюю часть. Академия наук обосновалась в западном крыле, а обсерватория – в башне.Сегодня Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов мира.
Но все же многим Кунсткамера известна своей коллекцией анатомических редкостей и аномалий.