Наградной знак участнику строительства Ленинградского метро, 1955 годУже в конце 19 века в столице Российской империи всерьез обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. О планах Петербургского метро шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов. Всего известно о десятке дореволюционных проектов.
Но для строительства тогда не хватало средств.Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А.Н. Косыгина. Работа пошла.
К апрелю 1941 года были заложены все 34 шахтных ствола.На время Великой Отечественной войны все работы по строительству Ленинградского метрополитена были отложены и возобновились лишь 3 сентября 1947 года. 7 октября 1955 года был запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена.Так, через десять лет после окончания войны, Ленинград получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры. Торжественное открытие состоялось 15 ноября.
В общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.Сегодня Петербургский метрополитен (до июля 1992 года — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) — скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Он является вторым по старшинству и величине в СССР метрополитеном после Московского и самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Многие станции (всего их 69) имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление, 8 станций признаны объектами культурного наследия.
На сегодняшний день действует 5 линий петербургского метро, эксплуатационная длина составляет 118,6 км.